Информация для родителей
Консультации для родителей
Конспект лектория для родителей младшей группы
по теме «Первый раз в детский сад»
Старший воспитатель: Небогина Е.Г.
Цель:
Ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей с 1 до 3 лет в условиях детского сада;
Содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации;
Задачи:
1. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения.
3. Познакомить с приемуществами детского сада.
4. Познакомить родителей и детей с детским садом и педагогами.
Уважаемые родители! Мы очень вам рады!
Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка — он идет в детский сад. Для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?
(— вопрос к родителям, какие еще вы задаете вопросы, о чем переживаете?)
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и сверстниками. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию, а у других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой). Ребенок может целый день сидеть на стульчике, ни с кем не играть, не разговаривать или постоянно плачет, хнычет. Ничего не ест и плохо спит. И … не хочет ходить в детский сад.
В первые дни посещения детского сада ребенок возбужден, беспокоен, может быть заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую незнакомую среду: здесь много незнакомых и не интересующих его детей, и взрослые – тоже незнакомые. А самый близкий человек – мама - куда-то пропала… Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми незнакомыми людьми переживается малышом как лишение родительской любви, внимания и защиты. Нервно-психическая нагрузка у ребенка как у космонавта.
Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма. Дети начинают часто болеть. Отчасти только причина в инфекции. Но все же инфекция – не главная, второстепенная причина. Болезни «прилипают» как раз к тем, кто не может адаптироваться, и испытывает сильный стресс при посещении детского сада. Все выше сказанное относится к процессу адаптации ребенка к детскому саду.
Обычно период адаптации детей к условиям детского сада не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться избавить малыша от травмирующих факторов. Что же для этого нужно?
Давайте поговорим с вами о преимуществах и недостатках детского сада.
Преимущества детского сада:
- детский сад для ребенка – это в первую очередь возможность общения с детьми своего возраста;
- детский сад – это коллективные игры, которых нет дома;
- в учреждении ребенок знакомится с разными видами деятельности. Под руководством воспитателя малыш учиться лепке из пластилина, играть в куклы, рисовать, вырезать и клеить аппликации. У мамы не всегда хватает времени и терпения показать ребенку, научить его правильным действиям.
- в учреждении проводятся праздники, развлечения, детей учат петь и танцевать;
- в учреждении приучают детей к самостоятельности. В группе детей ребенок делает то, что у себя дома отказывается выполнять. Например, самостоятельно надевать куртку и т.д.
Недостатки детского сада:
- в детском саду много детей, поэтому там шумно и ребенок больше утомляется, чем дома;
- конечно, здесь появляется риск простудных заболеваний;
- к тому же целый день ребенок находиться вдали от мамы, а в этом возрасте ребенок довольно сильно в ней нуждается.
С осторожностью:
- Если у ребенка слабое здоровье следует задуматься о щадящем режиме пребывания в детском саду. Жизнь в учреждении требует больших усилий. Вряд ли следует заставлять ребенка переутомляться.
- Если в вашей семье появился второй ребенок, советуем подождать несколько месяцев, прежде чем отдавать ребенка в сад. Ребенок будет чувствовать себя покинутым и отвергнутым своими родителями, ведь пребывание первые дни в детском саду – это стресс и большая эмоциональная нагрузка на ребенка.
Если ребенок был отдален от мамы по какой-либо причине (болезнь, семейные трудности и т.п.), ему необходимо восполнить недостаток материнской любви. Поэтому в этот период не советуем расставаться с малышом, отдавая его в детский сад.
Задумываясь о преимуществах и недостатках детского сада, советуем взвесить все индивидуальные особенности малыша. Можно проконсультироваться у педагога-психолога нашего учреждения или обратиться к специалистам центров развития и реабилитационных центров.
Итак, вы решили отдать своего ребенка в детский сад. Но малыша надо подготовить к этому даже при условии, что ваш ребенок весел и уравновешен.
В заключение хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей и тесном сотрудничестве с педагогами детского сада. Удачи вам!
Консультации для родителей
«Поможем детям научиться слушать и слышать»
Подготовила старший воспитатель Небогина Е.Г.
Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется – профилактика истерик, и главные направления здесь следующие.
Подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимание: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. В частности, поскольку истерика – это ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах ошибочного поведения.
Алгоритм – «Семь шагов».
►Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.
►Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен прийти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!
►Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
►Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.
►Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.
►Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
►Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!